воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Михаил Ильич Ромм

Михаил Ильич Ромм

24. 01. 1901 — 01. 11. 1971, режиссер, сценарист.

Биография:
Родился в Иркутске. Почетный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1967). В 1925 окончил скульптурное отделение Высшего художественно-технического института. Скульптор и переводчик. В 1928-1930 н. с. по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы. С 1931 работал на «Совкино» (ныне — «Мосфильм»). В 1940-1943 — художественный руководитель Государственного Управления по прозводству фильмов. В 1942-1947 — режиссер Театра-студии киноактера. С 1938 — педагог, с 1948 — руководитель актерско-режиссерской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962). Художественный руководитель нескольких фильмов. Автор книг и статей по вопросам киноискусства.
Народный артист СССР (1950). Умер в Москве.
Кинематографистом Михаил Ромм стал, когда ему уже было около тридцати. К тому моменту он приобрел как жизненный, так и творческий опыт. Учился на скульптора, занимался литературными писаниями, много переводил, особенно с французского. Был продовольственным агентом, реквизируя излишки хлеба у крестьян, занимался канцелярской работой, служил на чиновничьей должности в Красной Армии. И только в 1929 году, после смерти отца, дабы иметь твердый заработок, выбрал кино как постоянное занятие.
Первый его фильм «Пышка» был вынуждено немой (ограничили смету). Но, кажется, сам этот фильм сработал на творческую удачу. Начинающий режиссер, следуя советам своего старшего товарища С. Эйзенштейна, создал выразительный образ «многоголового существа» обывателя, противостоящего человеческой индивидуальности, которой в данном случае оказалась провинциальная проститутка. С этой картины идея массовости, стадности и потери индивидуальности, по словам Ромма, стала главной во многих фильмах мастера. Среди них такие шедевры, как «Мечта», «Обыкновенный фашизм». В «Мечте» предстает образ попранной насекомым существованием человечности, которую зритель получает возможность разглядеть в индивидуальных судьбах обитателей меблированных комнат под громким названием «Мечта». Может быть, наиболее глубоким стал образ хозяйки пансиона (Ф. Раневская) — женщины жадной, вздорной и вместе с тем неглупой, несчастной, по-своему человечной, одержимой страстной материнской любовью к сыну-неудачнику.
После кинодилогии о Ленине, созданной по указанию руководства студии в рекордно короткий срок, Ромм добился прочного официального признания. Его режиссерская судьба складывалась внешне вполне удачно. Он никогда не был в простое, даже в эпоху малокартинья. Но после «Убийства на улице Данте», завершившего определенный период его творчества, художник вошел в кризисную полосу глубоких размышлений о своем творческом кредо. Послевоенные картины режиссера («Секретная миссия», 1950, например) свидетельствовали о том, что он круто повернул с выбранной им в начале дороги к кино компромиссному. И вот один из крупнейших кинематографистов своего времени дает себе клятву говорить с экрана только его лично волнующую правду. Он записал: «Если ты убежден, что исследовать человека нужно в исключительные моменты его жизни, пусть трагические, катастрофичные, — бери этот материал, не боясь ничего...»
В «Девяти днях одного года» мастер стал на этот путь и не сходил с него до конца дней. Картина сразу выдвинула Ромма на авансцену современного кинопроцесса. Создавая ее, Михаил Ильич связал себя накрепко с молодежью «оттепельного» кинематографа: сценаристом Д. Храбровицким, оператором Г. Лавровым, актерами А. Баталовым, И. Смоктуновским, Т. Дорониной, многими из тех, кто составил ядро театра «Современник». Непринужденность киноповествования, свободная композиция, блистательные диалоги и монологи молодых гениев от науки, сосредоточенность вместе с тем людей на своих проблемах — все привлекало в фильме. Но в картине о ядерщиках самым, может быть, главным оказалась мысль о глобальном катастрофизме 20 века.
В этой неизлечимой болезни нашего столетия режиссер попытался разобраться в двух своих последних лентах, одну из которых («Мир сегодня», 1968-71) Ромм так и не успел закончить, и ее завершили после смерти режиссера Э. Климов, Г. Лавров, М. Хуциев в 1974 году под названием «И все-таки я верю». «Обыкновенный фашизм» — пожалуй, одно из крупнейших художественных явлений 20 века. Герои картины: человек — толпа — вождь (фюрер). М. И. Ромм обратился к художественному исследованию феномена массового психоза как социально-психологической основы, удерживающей тоталитарные режимы. Поскольку фильм был действительно исследованием, он целиком строился на документальной основе. Но картина была одновременно и размышлением крупного художника о его современности. И эта сторона ленты нашла воплощение не только в монтаже, но и в закадровом комментарии, осуществленном самим Роммом. Пожалуй, голос Ромма, звучащий за кадром, является одной из самых притягательных в художественном отношении сторон картины.
Оставаясь выдающимся художником, М. И. Ромм был в то же время и весьма своеобразным, серьезным педагогом, воспитавшим таких значительных мастеров, как Т. Абуладзе, А. Тарковского, В. Шукшина и многих других. Может быть, наиболее характерная черта его педагогики состояла в том, что он не подавлял личности своих воспитанников. Именно под его началом эти всемирно известные затем художники получили наиболее полный творческий разворот.

Фильмография:
1934 - Пышка
1937 - Тринадцать
1937 - Ленин в Октябре
1939 - Ленин в 1918 году
1941 - Мечта
1943 - Наши девушки
1944 - Человек № 217
1947 - Русский вопрос
1950 - Секретная миссия
1953 - Адмирал Ушаков
1953 - Корабли штурмуют бастионы
1956 - Убийство на улице Данте
1957 - Урок истории (Болгария)
1962 - Девять дней одного года
1965 - Обыкновенный фашизм (документальный)

Комментариев нет: