воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Вернер Херцог

Вернер Херцог

Вернер Херцог
(нем. Werner Herzog, род. 5 сентября, 1942, Мюнхен) — немецкий режиссёр, сценарист, актёр.

Биография:
Настоящее имя — Стипетич Вернер.
Родился 5 сентября 1942 г. в Мюнхене. Детство провел в горной деревушке в Верхней Баварии. Жизнь среди дикой природы оказала сильное влияние на личность и мировосприятие X., наложив отпечаток на его творчество. После развода родителей X. переехал с матерью в Мюнхен, где посещал гимназию, а с 1956 г. путешествовал по Югославии и Греции, работал сварщиком на металлообрабатывающем предприятии. Сдав в 1961 г. экзамены на аттестат зрелости, он увлекается кинематографом, снимает в 1962 г. короткометражную ленту "Геракл", а в следующем основывает собственную кинокомпанию "Вернер Херцог Фильмпро-дукцион". В это же время в погоне за экзотикой он много путешествует, посещает Мексику, Америку, что не мешает ему изучать историю, литературу и театроведение в Мюн­хене и Питтсбурге, публиковать статьи о кино в журнале " Фильм -студио", заниматься литературным трудом.
В 1964 г. его сценарий "Знак огня" получает приз Карла Майера, а через два года X. создает ленту "Беспримерная защита твердыни немец­кого креста" (1966), своеобразный этюд к своему будущему дебюту в игровом кино "Знаки жизни" (1967, "Серебряный медведь" на МКФ в Берлине, 1968), который он снимает в Греции. Там же он создает короткометражный фильм "Последнее слово" (1968), отмеченный Главным призом в Оберхаузене.
В 1967-1968 гг. под различными псевдонимами X. выигрывает три приза литературного конкурса Баварского радиовещания, премиро­ванным, среди прочих, оказывается и рассказ об основании утопического государства в Гватемале, задуманный X. еще во время его поездки в Мексику.
В 1968—1970 гг. во время пребывания в Сахаре он снимает фильм "Фата Моргана", показывающий картины времен заката цивилизации и призывающий к доисторическому единству человека и природы. Эта лента заслуженно принесла X. репутацию "поэта камеры".
С фильмом "Агирра гнев божий", созданном в 1972 г. в Перу, Херцогу впервые удается попытка выхода к широкой публике благодаря учас­тию в картине международной кинозвезды Клауса Кински. Картина рассказывает об одном из самых загадочных и кровавых походов ис­панских конкистадоров в поисках таинственного Эльдорадо. В центре повествования — история мятежного офицера Л one де Агирра, решившего единолично завладеть золотом инков и обрести власть над миром. Несмотря на документальную основу, картина представляет собой красочную, завораживающую фантазию на тему бунта и одержимости — магистральной темы творчества X., и здесь, в Клаусе Кински, он нашел идеального соратника для ее воплощения. "Агирра" — один из самых ярких антиколониальных фильмов в истории современного кино и один из самых впечатляющих в художественном отношении. В своей погоне за необычным X. выбирает такие съемочные места, где подвергает себя и своих сотрудников экстремальному риску. (Он сам называл свой способ делать фильмы "атлетическим трудом".) Для своих фильмов, рассказывающих об аутсайдерах, изгоях и париях общества, обреченных условиями своего существования на изоляцию и гибель, он часто приглашает дилетантов, экзотический имидж которых он использует для своих персонажей.
Фильм "И карлики начинали с малого" (1970) — парабола деформированного социального поведения, в которой участвуют исключительно карлики. На примере бунта заключенных-карликов, задумавших освободить своего товарища, X. показал, что любой анархический бунт, направленный против порядка, несет в себе разрушение не только негативных, но и позитивных факторов реальности.
В фильме "Каждый за себя и бог против всех" (1974, спец. пр. жюри, пр. ФИПРЕССИ МКФ в Каннах, 1975) воссоздается переработанная история жизни легендарного найденыша Каспара Хаузера, обнаруженного в 20-летнем возрасте после пожизненной изоляции в темном подвале в окрестностях Нюрнберга. Каспар, нетронутый влиянием цивилизации, олицетворяет человечность в ее первозданном виде. Общество же предстает на экране как крайняя форма подавления личности, оно видит в нем чужака, недочеловека и приводит его к гибели. Именно непрофессиональная аутентичность исполнения Бруно С. (чернорабочего и уличного музыканта, 20 лет проведшего в тюрьмах и психбольницах) придала образу Каспара невероятную экспрессию, трагизм и особую социальную остроту.
Съемки ленты "Сердце из стекла" (1976) происходили в горах Верхней Баварии, где прошло детство X. Сюжет, найденный в баварском фольклоре и обработанный для экрана поэтом и режиссером Г. Ахтернбушем, близок по духу магическим балладам, которые так любили немецкие романтики. Безумный хозяин фабрики убивает красавицу Людмилу, чтобы использовать ее кровь для изготовления рубинового стекла. Постепенно его безумием заражается вся деревня, почти все население, которой гибнет в результате катастрофы на фабрике. Режиссер определял работу над картиной как экстремальную, т. к. все актеры снимались под гипнозом, который он рассматривал как "средство стилизации". Именно благодаря гипнозу создается атмосфера галлюцинации, коллективного помешательства, способствующая гибели общины. Так в стилистическом решении выразилась главная идея картины: человечество как под гипнозом неумолимо и завороженно движется к своей гибели. Та же мысль звучит и в картине "Носферату — призрак ночи" (1978), римейке классической ленты Мурнау "Носферату — симфония ужаса". Параллельно с этими двумя сказочными романтическими балладами X. продолжает развивать свою вторую — социально-критическую тему, в фильме "Строшек" (1977) о человеке, который не может освоиться в окружающем мире. Фильм заимствует некоторые мотивы биографии Бруно С, вновь исполняющего главную роль. Эмиграция в Америку не спасает Строшека от непосильного гнета привычной действительности, попытка ассимиляции в американской действительности заканчивается полным крахом. Самоубийство героя завершает трагедию бесправного существования, раскрытую режиссером с реалистической достоверностью.
"Войцек", поставленный в 1978 г. с Клаусом Кински в главной роли, — экранизация пьесы Г. Бюхнера. X. воссоздал фрагмент драмы с редкостной верностью первоисточнику.
В 1979 г. в Перу начинаются приготовления X. к фильму "Фицкар-ральдо" (1981; пр. МКФ в Каннах, 1982; пр. междунар. католического кинобюро (OCIC) на МКФ в Сан-Себастьяне, 1982), ставшему заключительным аккордом фильмов о бунте и поражении. В период кау-чукого бума на рубеже столетия мечтатель и искатель приключений Брайн Суини Фицджеральд, про­званный местными жителями Фиц-карральдо, мечтает освоить на старом пароходе отдаленную плантацию каучуковых деревьев в перуанских джунглях, чтобы, разбогатев, построить в городке на Амазонке оперный театр и приглашать на гастроли лучших артистов Старого Света. Экспедиция Фицкарральдо не удается, хотя и не совсем. Заключительный кадр зависает между мечтой и реальностью: с бортового граммофона приближающегося к городку белого парохода доносится прекрасная оперная ария в исполнении Карузо.
В 1983 г. в Австралии X. играет в фильме Пауля Кокса "Человек цветов" и вновь возвращается в своей картине "Там, где мечтают зеленые муравьи" (1984) к критике цивилизации на примере австралийских аборигенов и экономической эксплуатации американским урановым концерном.
В 1985 г. режиссер инсценирует в Болонье оперу Бузони "Доктор Фауст", в 1987 г. в Бейруте "Лоэнг-рин", в 1991 г. в Катанье "Волшебную флейту", в 1991 -1992 гг. сотрудничает во "Вьеннале" (Венский кинофестиваль).
А всего с 1962 г. он выпустил как продюсер, сценарист и режиссер больше 40 фильмов, опубликовал больше дюжины книг в прозе и инсценировал такое же число опер.
В фильмах Вернера Херцога присутствуют три основные темы:
аборигены, туземцы, жители областей Земли, которых еще не коснулась цивилизация (Фитцкарральдо, Cobra verde, Агирре: гнев Божий, На десять минут старше: Труба)
харизматические личности, одержимые безумными идеями (Великий экстаз резчика по дереву Штайнера, Гашербрум — сияющая гора, Фитцкарральдо, Cobra verde, Агирре: гнев Божий)
люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные (Каждый за себя и Бог против всех, Строжек, Даже карлики были маленькими)
Премии
Вернер Херцог является обладателем более 20 наград с различных кинофестивалей, включая премию за лучшую режиссуру на Канском кинофестивале 1982 года за фильм Фитцкарральдо.

Фильмография
Полнометражные фильмы
2006 - Спасительный рассвет / Rescue Dawn
2001 - Непобедимый / Invincible
1991 - Каменный крик / Cerro Torre: Schrei aus Stein
1987 - Зеленая кобра / Cobra Verde
1984 - Где мечтают зеленые муравьи / Wo die grünen Ameisen träumen
1982 - Фитцкарральдо / Fitzcarraldo
1979 - Войцек / Woyzeck
1979 - Носферату: Призрак ночи / Nosferatu: Phantom der Nacht
1977 - Строшек / Stroszek
1976 - Стеклянное сердце / Herz aus Glas
1974 - Каждый за себя, а Бог против всех / Jeder für sich und Gott gegen alle
1972 - Агирре, гнев божий / Aguirre, der Zorn Gottes
1970 - И карлики начинают с малого / Auch Zwerge haben klein angefangen
1968 - Знаки жизни / Lebenszeichen


Документальные (короткометражные) работы
2005 - Дикая Cиняя Чужбина / Wild Blue Yonder, The
2005 - Человек-Гризли (Охотник) / Grizzly Man
2004 - Белый бриллиант / White Diamond, The
2003 - Колесо времени / Wheel of Time
2002 - На десять минут старше: Труба / Ten Minutes Older: The Trumpet - короткометражка -
2001 - Паломничество / Pilgrimage
2000 - Две тысячи лет христианству / 2000 Jahre Christentum
1999 - Мой дорогой враг — Клаус Кински / Mein liebster Feind - Klaus Kinski
1997 - Малыш Дитер должен летать / Little Dieter Needs to Fly
1995 - Смерть на пять голосов / Tod fur funf Stimmen
1998 - Юлиана сбрасывают в джунгли / Julianes Sturz in den Dschungel
1994 - Трансформация мира в музыку / Verwandlung der Welt in Musik, Die
1993 - Колокола из глубины / Glocken aus der Tiefe
1992 - Дева озера / Donna del lago, La (фильм-опера)
1992 - Лекции в темноте / Lektionen in Finsternis
1991 - Эксцентрический частный театр Махараджи из Удайпура (Jag Mandir: Das excentrische Privattheater des Maharadscha von Udaipur
1990 - Эхо из мрачного царства / Echos aus einem düstern Reich
1989 - Пастухи солнца / Wodaabe — Die Hirten der Sonne
1988 - Жанна Д'Арк / Giovanna d'Arco (фильм-опера)
1988 - Голуаз / Gauloises, Les - короткометражка
1988 - Французы глазами… («Francais vus par…, Les»
1986 - Портрет Вернера Херцога / Portrait Werner Herzog
1984 - Баллада о маленьком солдате / Ballade vom kleinen Soldaten
1984 - Гасхер-брум — сверкающая гора / Gasherbrum / Der leuchtende Berg
1980 - Вера и валюта / Glaube und Wahrung
1980 - Проповедь Гюи / Huies Predigt
1980 - Разъяренный божий человек / God's Angry Man
1977 - Ла Суфриер - Ожидание одной неизбежной катастрофы / Soufrière - Warten auf eine unausweichliche Katastrophe, La
1976 - Насколько деревянный деревянный цыпленок? / How much Wood Would a Woodchuck Chuck
1976 - Никто не хочет со мной играть / Mit mir will keiner spielen - короткометражка
1974 - Великий экстаз резчика по дереву Штайнера / Große Ekstase des Bildschnitzers Steiner, Die
1971 - Страна молчания и темноты / Land des Schweigens und der Dunkelheit
1971 - Фата Моргана / Fata Morgana
1970 - Ограниченное будущее / Behinderte Zukunft
1969 - Летающие врачи Восточной Африки / Diefliegenden Arzte von Ostafrika
1969 - Меры против фанатиков / Maßnahmen gegen Fanatiker - короткометражка
1967 - Последние слова / Letzte Worte - короткометражка
1967 - Беспримерная защита твердыни немецкого креста / Beispiellose Verteidigung der Festung Deutschkreuz, Die
1967 - Игра в песках / Spiel im Sand - короткометражка
1962 - Геракл / Herakles - короткометражка

Комментариев нет: