воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Энди Уорхол

Энди Уорхол

Э́нди Уо́рхол
(англ. Andy Warhol, псевдоним; настоящее имя — Андре́й Ва́ргола слов. Andrej Varhola, англ. Andrew Warhola; 6 августа 1928 — 22 февраля 1987) — американский художник, автор фильмов, издатель и значимая персона в поп-арт движении.

Биография
Сведения о том, когда родился Эндрью Вархола (впоследствии Энди Уорхол), противоречивы. Разные источники называют разные годы - 1927, 1928 и даже 1930, а также разные даты - 6 августа и 28 сентября. Сам художник отмечал день своего рождения 6 августа. Уорхол родился в США, в городе Питтсбурге, штат Пенсильвания. Родители, Юлия и Ондрей Вархола, происходили из деревни Микова на северо-востоке бывшей Чехословакии. Они эмигрировали в Америку до рождения Энди и двух его старших братьев. Семья рано потеряла отца.
В 1949 г. Эндрью Вархола закончил Технологический институт Карнеги (графический дизайн) с присуждением степени бакалавра искусств. В этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался графическим оформлением коммерческой рекламы - в основном он выполнял рисунки женской обуви для журналов мод и рекламного приложения "Нью-Йорк Тайме". Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность и изменила его имя. Однажды подпись под его рисунком была набрана неправильно - Апоу Иагпо!. Он решил оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом. В течение своей многолетней карьеры в искусстве Уорхол занимался рисунком, живописью, шелкографией, кино, хэппенингом, дизайном одежды, журналистикой и, как мы сказали бы теперь, культурной антропологией. Азартный и искусный коммуникатор, он стал светской фигурой первой величины и создал огромное паблисити себе, своему делу и своей "свите". Постепенно за ним утвердилась слава "Папы поп-арта". Непрестанно перемещаясь в разных социальных пространствах и культурных средах, совмещая полярные идеи, техники и знакомства, Уорхол сшивал высокое и низкое, элитарное и массовое, избранное и отвергнутое. Он пытался творчески разрешить конфликт между высоким искусством, массовой культурой и повседневностью. Трудно переоценить его роль в современном искусстве и в изменении статуса поп-арта.
Важным вкладом Уорхола в художественную и светскую жизнь Америки семидесятых стал журнал "inter/VIEW", который задал новый стиль репортажа о новостях культуры и создал особую доверительную манеру проведения интервью, при котором "звезды" опрашивают "звезд".
Одним из основных занятий Уорхола была, по его собственному выражению, "регистрация и каталогизация жизни вокруг". Этому посвящены многочисленные тексты, написанные им самостоятельно и в соавторстве, а также составившая огромное наследие коллекция предметов искусства, книг, фото- и кинопленок, вообще всего, что проходило через его руки, - Уорхол был страстным собирателем. Большой известностью пользуется изданный посмертно "Дневник", в основу которого легли магнитофонные записи телефонных разговоров Энди Уорхола за несколько лет. Обращаясь к "вечным" вопросам - в чем природа красоты и привлекательности, скуки и страсти, молодости и старости, времени и смерти, - Уорхол старался как можно более аккуратно регистрировать свои впечатления и ощущения. Он проделывал это прилежно и честно, в течение многих лет, что для человека изначально робкого и замкнутого, - каким в действительности бьш Энди, - стало настоящим подвигом.
"На протяжении 5 лет (с 1963 по 1968 гг.), во время которых Уорхол занимался "кинопроизводством", он создал несколько сотен фильмов, включая 472 трехминутные кинопробы или портреты персонажей, десятки короткометражек и довольно жестких фильмов и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет), переходя от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по своей продолжительности напоминающим обычное кино. Обращаясь в создании фильмов к множеству кинематографических жанров и эстетических приемов, включая андерграундное кино, Голливуд, порнографию, авангардные перформансы и театр, портретные приемы и минимализм - он последовательно работал над изменением опыта кинозрителя и самой практики создания кино, раздвигая пределы зрительского внимания с помощью непомерно длинных, трудно воспринимаемых фильмов Его опыты по созданию фильмов, в которых несмонтированные части показываются как полноценные фильмы либо монтируются для создания растянутой серии чрезвычайно длительных по хронометражу работ-радикальный сдвиг в хронометраже и структуре фильма Более разумно думать о кинематографической деятельности Уорхола в терминах других медиа (как, например, прямой эфир телевидения), нежели стараться вписать его в существующие концепции или стандартные подходы к кино"(Калли Анджелл) Его быстро меняющиеся интересы могут быть грубо обозначены как набор отчетливых серий:
1) минималистические фильмы 1963-64 гг.
2) ранние экспериментальные повествования, такие, как "Тарзан и Джейн возвращены... как будто (Tarzan and Jane Regained ... sort of)" и неоконченные "Бэтмен (Batman)", "Дракула (Dracula)" и "Мыльная опера (Soap Opera)" - все 1964 г.
3) кинопробы и другие портретные фильмы 1964-66 гг.
4) фильмы по сценариям Рональда Тавела 1965 и 1966 гг.
5) фильмы с Эйди Сэджвик;
6) экспериментальная мультиэкранная продукция, включающая коммерчески успешных "Девушек из Челси" (Chelsea Girls) 1966-67 гг.
7) в самые краткие сроки сделанная серия фильмов, которые были включены в 25-часовой, демонстрируемый на двух экранах, проект "**** (Четыре звездочки)
8.) снятые на натуре фильмы "Одинокие ковбои (Lonesome Cowboys)" и "Бурун Сан Диего (San Diego Surf)" 1967 и 1968 гг.
9) серия фильмов, созданная Уорхолом вместе с Полом Морисси (начиная с "Плоти (Flesh)" 1968 г.)
Умер Энди Уорхол 22 февраля 1987 г. в нью-йоркской больнице от сердечной недостаточности, после успешно проведенной операции по удалению желчного пузыря. Похоронен на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св.Духа) в Питтсбурге. Панихиду отслужили 1 апреля 1987 г. в соборе Св. Патрика в Манхеттене. По некоторым сведениям, Уорхол был практикующим католиком.

Фильмография
1963 — Минет / Blow Job
1963 — Еда / Eat
1963 — Стрижка / Haircut
1963 — Поцелуй / Kiss
1963 — День Рождения Наоми / Naomi’s Birthday Party
1963 — Сон / Sleep
1964 — 13 Самых Красивых Женщин / 13 Most Beautiful Women
1964 — Бэтмен Дракула / Batman Dracula
1964 — / Clockwork
1964 — Диван / Couch
1964 — Пьянь / Drunk
1964 — Эмпайр / Empire
1964 — / The End of Dawn
1964 — Губки / Lips
1964 — Банан Марио 1 / Mario Banana I
1964 — Банан Марио 2 / Mario Banana II
1964 — / Messy Lives
1964 — Поцелуй Наоми и Руфуса / Naomi and Rufus Kiss
1964 — Тарзан и Джейн возвращены... как будто / Tarzan and Jane Regained… Sort of
1965 — 13 Самых Красивых Мальчиков/ The Thirteen Most Beautiful Boys
1965 — Красота №2 / Beauty #2
1965 — Стерва / Bitch
1965 — / Camp
1965 — Проститутка / Harlot
1965 — Лошадь / Horse
1965 — Кухня / Kitchen
1965 — Жизнь Хуаниты Кастро / The Life of Juanita Castro
1965 — / My Hustler
1965 — Маленькая Бедненькая Мажорка/ Poor Little Rich Girl
1965 — Ресторан / Restaurant
1965 — Пространство / Space
1965 — Задница Тейлора Мида / Taylor Mead’s Ass
1965 — Пластинка / Vynil
1965 — Кинопробы / Screen Test
1965 — Кинопробы 2 / Screen Test #2
1966 — Ари и Марио / Ari and Mario
1966 — Хеди / Hedy
1966 — Поцелуй Ботинок / Kiss the Boot
1966 — Молоко / Milk
1966 — Сальвадор Дали / Salvador Dalí
1966 — Душ / Shower
1966 — / Sunset
1966 — Супермальчик / Superboy
1966 — / The Closet
1966 — Девушки из Челси / Chelsea Girls
1966 — / The Beard
1966 — Ещё Молочка, Иветта / More Milk, Evette
1966 — Внешнее и Внутреннее Пространство / Outer and Inner Space
1966 — The Velvet Underground and Nico
1967 — История Энди Уорхола / The Andy Warhol Story
1967 — / Tiger Morse
1967 — **** (Четыре звездочки) / **** (Four Stars)
1967 — / Imitation of Christ
1967 — Обед Нагишом / The Nude Restaurant
1967 — Мотоциклист / Bike Boy
1967 — Я - Мужчина / I, a Man
1968 — Бурун Сан Диего / San Diego Surf
1968 — / The Loves of Ondine
1969 — Голубой Фильм / Blue Movie
1969 — Одинокие ковбои / Lonesome Cowboys
1972 — Любовь / L’Amour

Комментариев нет: