воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Ян Шванкмайер

Ян Шванкмайер

Ян Шванкмаер— чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Родился 4 сентября в 1934 году в Праге.

Биография
Чешский кинорежиссер, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Представитель экспериментального кинематографа. Автор сюрреалистических мультфильмов, скульптур, тактильных поэм. Крупнейших из чешских режиссеров Ян Шванкмайер родился 4 сентября в 1934 году в Праге, где проживает и поныне. Творческий путь начал в 1950 у стен Института Прикладных Искусств, а затем продолжил в Пражской Академии Искусств на отделении кукольного мастерства.й Вскоре организовал Театр Масок, откуда его путь напрямую пролег в знаменитый театр Laterna Magika, где Ян представил свои первые кино-изыски.Работал как художник в пражских театрах "Семафор", "На забрадли", "Чиногерни клуб", на киностудии "Баррандов" и в "Латерне Магике". В это время пишет манифест нового прикладного искусства "Магия предметов" (Magie pfedmetu), призывая вернуть "иррациональному официальное пространство, адекватное месту, которое оно занимает в психике человека". В 1970 году он встретил Вратислава Эффенбергера, ведущего теоретика Чешской Сюрреалистической Коммуны, к которой Шванкмайер вскоре присоединился и чьим участником значится до сих пор. Свой первый фильм Шванкмайер снял в 1964, и более чем за 30 лет заслужил репутацию самого передового аниматора нашего времени. Влияние его работ по-прежнему остается бесспорным для многих мировых гениев кино - от Тима Бертона до братьев Квай. К 1982 году с короткометражной лентой "Возможности диалога" его непревзойденный стиль - смесь пластилиновой анимации с приемами гиперреализма - достиг апофеоза. Фильм стал призером многих международных фестивалей и был запрещен к показу в Чехословакии. "По­следний трюк" был первым фильмом театральной трилогии. Следующие две ее части — "Гробики" (награжденные "Золотым дукатом" за самый оригинальный короткометражный фильм на МКФ в Мангейме и призом Й. Штернберга, лично врученным начинающему кинематографисту знаменитым режиссером), и "Дон Жуан" — появляются с разрывом в несколько лет (1966 и 1970 соответственно). Созданная после дебюта — виртуозно синтезирующая музыку и изображение — лента "И.С. Бах: фантазия соль-минор" (спец. пр. на МКФ в Каннах), в которой близость человека лишь ощущается, становится одной из самых известных и глубоких экзистенциалистских работ художника. Но она никак не предрекает появления в 1967 г. первого сюрреалистического фильма режиссера, игровой короткометражной черной комедии "Сад" о заурядном кролиководе, который окружает свои деревья забором, используя вместо планок людей, на которых ему удалось собрать компромат. Основные темы творчества режиссера — страх, боязнь замкнутых пространств и сопровождающая все его работы тема манипулируемос-ти — навеяны личными фобиями и общественно-политической ситуацией в социалистической Чехословаки. Но временами фильмы Ш. больше напоминают жесткие логичные схемы, как это было в фильме "Et cetera". Картина, состоящая из трех частей — "Крылья", "Бич" и "Дом", — демонстрирует три схемы, по мнению Ш., определяющие человеческую жизнь: абсурд мечты, абсурд власти и абсурд собственности С 1973 по 1979 гг. Ш. занимается преимущественно экспериментами в области тактильного изображения, стремясь определить, до какой степени искусство связано с физическими ощущениями, и используя все ранее найденное художниками, так или иначе обращавшимися к тактильному искусству (Э. По, С. Дали, Г. Аполлинер, Маринетти, М. Дю-шан).Это фильмы ужасов 80-х гг. ("Гибель дома Ашеров", "Возможности диалога", "В подвал", "Колодец, маятник и надежда" и др.) и образцы тактильной литературы в форме поэмы "Как прикосновение дохлой жабы" (Jako dotek zdechle ropuchy) и нарушающих основные табу сценариев "каннибальских" фильмов "Синяя борода" (Blede-modrovous) и "Нигде никого" (Nikde nikdo). В 1987 режиссер завершил свой первый игровой фильм "Алиса", непревзойденную сумасшедшую и подрывную версию "Алисы в Стране Чудес". "Чудесница" "Алиса позволила ему оторваться от своих анимационных корней в сторону "живого" игрового кино. В 2000 году на свет родилась последняя на сегодня работа Мастера - его знаменитое "Полено", экранизация народной сказки о бездетной паре, усыновившей обрубок дерева, который со временем начал пожирать все на своем пути. Участник Берлинского, Каннского, Венецианского и Роттердамского кинофестивалей.

Фильмография
1965 — Игра с камнями / A Game with Stones / Hra s kameny
1964 — Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара / The Last Trick / Poslední trik pana Schwarcewalldea a pana Edgara
1965 — И. С. Бах. Фантазия в соль миноре / J.S.Bach — Fantasy in G Minor / Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll
1966 — Панч и Джуди / Punch and Judy / RAKVICKARNA
1966 — Et Cetera
1968 — Естественная иcтория / Historia Naturae
1968 — Квартира / The Flat / BYT
1968 — Пикник с Вайсманном / Picnic with Weismann / Picknick mit Weissmann
1968 — Сад / The Garden / ZAHRADA
1968 — Спокойная неделя в доме / A Quiet Week in the House / TICHY TYDEN V DOME
1970 — Дон Жуан / Don Juan / DON SANCHE
1970 — Костница / The Ossuary / KOSTNICE
1971 — Бармаглот / Jabberwocky / Zvahlav aneb Saticky Slameneho Huberta
1972 — Дневник Леонардо / Leonardo’s Diary / LEONARDUV DENIK
1979 — Замок Отранто / The Castle of Otranto / Otrantskу zаmek
1980 — Падение дома Ашеров / The Fall of the House of Usher / Zanik domu Usheru
1982 — Возможности диалога / Dimensions of Dialogue / MOZNOSTI DIALOGU
1983 — Вниз в винный погребок / Down to the Cellar / Do pivnice
1983 — Маятник, колодец и надежда / The Pendulum, the Pit and Hope
1987 — Алиса / Alice / Neco z Alenky
1988 — Другие виды любви / Another Kind of Love
1988 — Мужские игры / The Male Games / Muzne hry
1988 — Мясная Любовь / Meat Love
1989 — Анимированные автопортреты / Animated Self-portraits
1989 — Тьма-свет-тьма / Darkness-Light-Darkness / Tma-Svetlo-Tma
1989 — Флора / Flora
1990 — Смерть сталинизма в Богемии / The Death of Stalinism in Bohemia
1992 — Еда / Food / Jidlo
1994 — Фауст / Faust / Lekce Faust
1996 — Конспираторы наслаждения / Conspirators of Pleasure / Spiklenci slasti
2000 — Полено / The Greedyguts / Otesanek
2005 — Безумие / Lunacy / Sílení

Комментариев нет: