воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Вера Хитилова

Вера Хитилова

Вера Хитилова (чех. Věra Chytilová; род. 2 февраля 1929, Чехословакия, Острава) — сценарист, кинорежиссер

Биография
Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица», «Потолок», «Мешок блох»).
Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О чем-то ином» (1963, главная премия на МКФ в Мангейме), где показала интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Удачно приняла участие в коллективной ленте пражской «новой волны» — «Жемчужинки на дне» (Perlicky na dne, экранизация сборника рассказов чешского писателя Б. Грабала), поставила новеллу «Закусочная «Мир».
В 1966 сняла свой первый зрелый фильм — как в плане содержания, так и в смысле художественной формы — «Маргаритки» (Sedmikrasky), который сама считает своим главным достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность, разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт заимствования или влияния).
Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки и художников-абсурдистов (из более поздних лент можно назвать «Занос» (Kalamita, 1978, выпуск, 1981) или современной философской фантастики («Турбаза «Волчья», Vlci Bouda, 1986), но часто «абсурдистской» может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь.
После «Маргариток» — эталонного для творчества Хитиловой фильма — она начинает работать мало по вполне понятным причинам (события в Чехословакии 68 года, долгий период застоя).
Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино («Горсть морщин», «Время неумолимо», «Прага — беспокойное сердце Европы» (Prague)).
Те же картины, где она пытается быть самой собой и критиковать режим («Занос»; «История панельного дома», Panelstory, 1979, главная премия на МКФ в Сан-Ремо-80) подвергаются довольно значительным цензурным гонениям.
Однако режиссер не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме «Хитилова против Формана — осознание непрерывности» (1981), созданного еще в годы «застоя» для телевидения Бельгии.
Во второй половине 80-х годов Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но ее картины «Шут и королева» (Sasek a kralovna, 1987), «Копытом сюда, копытом туда» (Kopytem sem, kopytem tam, 1989) при всем эстетическом совершенстве уже кажутся отмеченными печатью маньеризма.
Отдельная тема — женские образы в творчестве Хитиловой. Здесь можно обнаружить великолепную и вполне профеминистическую галерею образов «женщин на самом деле», женских портретов, созданных не мужчиной (к чему человечество приучила вся долгая история искусства), а именно представительницей «другого пола». Впрочем, эту особенность хитиловского творчества напрямую увязать с феминизмом нельзя, в точности такие же тенденции можно обнаружить в творчестве большинства женщин-режиссеров, не имеющих никого отношения к феминистскому движению.

Фильмография
1959 — Villa in the Suburbs / Dům na Ořechovce
1960 — Mr. K—Green Street / Zelená ulice
1961 — Academy newsreel / Žurnál FAMU
1962 — Мешок блох / A bagful of fleas / Pytel blech
1962 — Потолок / Strop
1963 — О чем-то ином / Something different / O něčem jinémhttp
1965 — Жемчуг на дне / Perlicky na dne / Pearls of the deep
1966 — Маргаритки / Sedmikrásky
1970 — Мы едим плоды райских деревьев / Fruit of paradise / Ovoce stromů rajských jíme
1977 — Игра в яблоко / Hra o jablko / The apple game
1979 — История панельного дома / Prefab story / Panelstory
1982 — Занос (Стихийное бедствие) / Kalamita (Calamity)
1984 —Самый поздний полдень Фавна / The very late afternoon of a Faun / Faunovo velmi pozdní odpoledne
1985 — Прага — беспокойное сердце европы / Prague / Praha - neklidné srdce Evropy
1986 —Турбаза Волчья / Wolf's Hole / Vlčí bouda
1987 — Шут и королева / The Jester and the Queen / Šašek a královna
1989 — Копытом сюда, копытом туда / A Hoof Here, a Hoof There / Kopytem sem, kopytem tam
1993 — Наследство / The Inheritance or Fuckoffguysgoodday / Dědictví aneb Kurvahošigutntag
1998 — Капканы, капканы, капканчики / Pasti, pasti, pastičky
2001 - Изгнанные из рая / Vyhnání z ráje

Комментариев нет: