воскресенье, 10 февраля 2008 г.

Дерек Джармен

Дерек Джармен

Дерек Джармен (Derek Jarman, 31 января 1942 - 19 февраля 1994) — британский режиссёр-авангардист, художник и сценарист. Обладатель трёх наград «Тэдди» — специального приза Берлинского кинофестиваля за фильмы о сексуальных меньшинствах.

Биография
Экстравагантный английский режиссер, снимавший сложные, претенциозные, высокоинтеллектуальные, элитарные фильмы, не предназначенные для массового зрителя. В 60-х изучал живопись в Школе изящных искусств Слейда. Прославился как художник, дизайнер и декоратор. Оформлял оперы, балеты, драматические спектакли: Прокофьев, Моцарт, Стравинский. Работал в театре у Фредерика Эштона , а затем ассистентом режиссёра в двух фильмах Кена Рассела "Дьяволы" и "Дикий мессия".
Спустя некоторое время он стал пробовать снимать собственные фильмы - с копеечным бюджетом, в основном на видео и 8-миллиметровую камеру, но невероятно изобретательные и безусловно новаторские. Первый полнометражный фильм — "Себастьян" воспроизводит мученичество св. Себастьяна, римского офицера, отвергшего домогательства сослуживцев. Начиная с этой первой работы, Джармен в отличие от других режиссеров-гомосексуалистов открыто провозглашал свою сексуальную ориентацию и сделал ее главной темой собственного творчества. Этот фильм заставил критиков говорить о появлении нового выдающегося режиссера арт-хауса.
В начале 80-х Джармен активно сотрудничает с наиболее маргинальными персонажами английской рок-сцены, в первую очередь с участниками индустриальных групп Throbbing Gristle, Psychic TV и Coil, в результате чего появляются его картины "В тени Солнца" и "Разговор с ангелом".
В поисках души Джармен воспевает жизнь и увлекает зрителя чувственной грацией мужской юности и предчувствием своей преждевременной смерти от СПИДа.
Взгляд на гомосексуальную любовь как на крестные муки – станет одной из главных тем творчества Дерека Джармена и найдет свою кульминацию в своеобразном "Евангелии гей-культуры" – в фильме "Сад".
В начале 90-х творчество Джармена вступило в последнюю трагическую фазу - он оказался жертвой эпидемии СПИДа. Проблему гомосексуализма режиссер выводит в своем творчестве за рамки частного случая, представляя репрессивность традиционного общества по отношению к сексуальным меньшинствам как источник мирового зла. Несмотря на боль, он продолжал работать до последних дней жизни, сняв в 1993 году сразу две картины "Виттгенштейн" и удивительный по трагизму и мудрости фильм "Голубизна" - своего рода завещание режиссера, в котором полностью отсутствует... визуальный ряд (авторский текст зачитывается на фоне мерцающего ровным светом голубого экрана).
Один из величайших режиссеров мирового кино скончался в Лондоне 19 февраля 1994 года от осложнений, связанных с ВИЧ-инфекцией.
Определение "the queer culture" (что значит "другая, странная культура") стало определением творчества Дерека Джармена наряду с титулами типа: последний "проклятый" поэт ХХ века, лидер поставангарда, гуру сексуальных меньшинств.

Фильмография
1971 — Поездка в Эйвбери / A Journey to Avebury
1972 — Сад Луксора / Garden of Luxor
1973 — Искусство Зеркал / Art of Mirrors
1976 — Себастьян / Sebastiane
1977 — Юбилей / Jubilee
1979 — Буря / The Tempest
1980 — В тени Солнца / In the Shadow of the Sun несколько короткометражек
1981 — Слёт Экстрасенсов на Небесах / T. G.: Psychic Rally in Heaven
1983 — Пиратская Запись / Pirate Tape несколько короткометражек
1984 — Воображаемый Октябрь / Imagining October
1985 — Разговор с Ангелом/ The Angelic Conversation
1986 — Караваджо / Caravaggio
1987 — На Англию прощальный взгляд / The Last of England
1988 — Реквием Войне / War Requiem
1990 — Сад / The Garden
1991 — Эдуард II / Edward II
1993 — Виттгенштейн / Wittgenstein
1993 — Голубизна / Blue
1994 — Светлячок/ Glitterbug

Комментариев нет: